Европейская интеграция


Европейская интеграция - это магистральное направление развития континента, которое определит как ситуацию в самой Европе в третьем тысячелетии, так и ее место в мире. От времени своего основания 1957 года Европейский Союз постепенно превратился в один из мощнейших финансово-экономических и политических центров мира, ключевой компонент вновь создаваемой архитектуры европейской безопасности, ядро системы европейских ценностей и стандартов.
Европейская интеграция и членство в Европейском Союзе является стратегической целью Украины потому, что это является наилучшим способом реализации национальных интересов, построения экономически развитого и демократического государства, укрепления позиций в мировой системе международных отношений.
Для Украины европейская интеграция - это путь модернизации экономики, преодоления технологической отсталости, привлечения иностранных инвестиций и новейших технологий, создание новых рабочих мест, повышения конкурентной возможности отечественного товаропроизводителя, выход на мировые рынки, в первую очередь на рынок ЕС.
Сегодня Европейский Союз занимает ведущие позиции в мировом хозяйстве. На его долю приходится 41,4 % мирового товарного экспорта и 39,8 % импорта, 42,8 % сагового экспорта и 41,9 % импорта услуг. Поэтому для любой страны сотрудничество с Европейским Союзом означает возможность получить существенные экономические достижения, которые, в конечном итоге, будут способствовать экономическому росту и повышению жизненного уровня населения. При этом следует отметить, что такое сотрудничество выгодно всем сторонам. Мысль о том, что выигрыш одного партнера означает потери другого, является ошибочной.
Вот почему, учитывая особенности современного состояния экономики Украины, можно навести целый ряд аргументов в пользу развития сотрудничества из ЕС:
1. Экономический потенциал ЕС и динамика его развития дают возможность прийти к заключению о том, что Европейский Союз являет собой большой рынок сбыта изделий и источник удовлетворения потребностей Украины в самых разнообразных потребительских и инвестиционных товарах. К тому же торговля из ЕС является важным источником поступления свободно конвертируемой валюты, позволяет ограничивать бартер, масштабы которого сегодня угрожают экономической безопасности страны.
2. Сотрудничество Украины с Европейским Союзом необходимо для технологического обновления украинского производства. Производственные технологии украинских предприятий отстают от тех, что их используют передовые европейские страны, Украина не имеет капитала, необходимого для модернизации имеющихся и создания новых современных предприятий. А без модернизации унаследованных от СССР производственных структур Украина вряд ли может надеяться выйти на траекторию устойчивого экономического развития и преодолеть растущее отставание от экономически развитых стран, которые определяют направления и масштабы динамики мировой экономики. Другими словами, идет речь о создании производственно-технологического уклада, сравнимого с европейским.
3. В течение десятилетий украинские предприятия были фактически отрезаны от мирового рынка. Поэтому их выход на европейский рынок имеет большое значение как источник опыта и практических умений конкурировать с производителями других стран, разрабатывать и реализовывать стратегию производственно-коммерческой деятельности, сориентированной на мировую конъюнктуру соответствующих рынков. При этом следует отметил отдельно, что умение успешно действовать на международных рынках ведет к повышению уровня и качества удовлетворения потребностей национальных потребителей.
4. Развитие сотрудничества из ЕС будет способствовать более полному использованию потенциала Украины как транзитного государства, которое означает увеличение поступлений от экспорта транспортных услуг и развитие соответствующих отраслей промышленности.
5. Одной из тенденций современного промышленного развития есть формирования производственно-коммерческих цепей, участниками которых являются фирмы и предприятия разных стран. Интеграция украинских производителей в такие цепи даст возможность выходить на новые перспективные рынки сбыта, рационализировать собственное производство, гибче реагировать на изменения международной экономической конъюнктуры, обеспечивать стабильное развитие соответствующих производств.
6. Европейский Союз - это неисчерпаемый источник опыта функционирования рыночной социально сориентированной экономики и государственной регуляции экономических процессов. Очевидно, именно здесь Украина может получить знание относительно разработки и реализации антимонопольной политики и осуществления контроля за концентрацией экономической деятельности, регуляцией фондового рынка, политики в отрасли занятости и тому подобное
7. Развитие сотрудничества из ЕС неминуемо означает необходимость вводить соответствующие правила и стандарты выработки и реализации экономической политики, поведения первичных экономических агентов. А это, в свою очередь, будет способствовать формированию прозрачной среды производственно-коммерческой деятельности на национальном рынке, который имеет чрезвычайно большое значение для Украины.
8. Развитие международного сотрудничества в целом и экономических связей из ЕС в частности непосредственно влияет на более рациональное распределение ресурсов, повышения эффективности экономических процессов, то есть имеет позитивные последствия в долгосрочном плане.
9. Именно на европейском финансовом рынке, который сегодня является наибольшим в мире, Украина может мобилизировать средства, необходимые для обеспечения макроэкономической стабильности, диверсифицируя тем же источники внешних заимствований.
Следует отметил отдельно, что сегодня основные товарные потоки ЕС сконцентрированы в пределах самого союза. На рынок ЕС приходится 62,7 % совокупного товарного экспорта и 63,1 % импорта. Другими словами, ЕС сегодня характеризуется одним из наивысших уровней внутрирегиональной торговли. А это значит, что выход на внутренний рынок Европейского Союза в большой степени будет определяться именно качественным уровнем сотрудничества Украины с этой интеграционной группировкой.
Вместе с тем было бы ошибкой замалчивать или приуменьшать сложность процесса европейской интеграции. Понятно, что он будет длительным и непростым. Среди прочего, интеграция в Европу означает рост открытости национальной экономики и конкуренции со стороны фирм ЕС. При этом неминуемые достаточно болезненные последствия для отдельных секторов, производств и даже регионов. Однако потенциальные достижения и преимущества европейской интеграции превышают возможные потери и риски. Это было убедительно доказано предыдущим опытом всех без исключения европейских стран, в том числе тех, уровень экономического развития которых был ниже от среднего: от Португалии на западе в Польшу и страны Балтии на востоке, от Ирландии на севере в Грецию на юге. Об этом хронологически свидетельствует опыт первой (Дания, Ирландия, Великая Британия, 1973), второй (Греция, 1981, Испания, Португалия, 1986), третьей (Австрия, Швеция, Финляндия, 1995) и современной (Польша, Венгрия, Чешская Республика, Эстония, Словения, Словакия, Мальта, Кипр, Латвия, Литва, Румыния, Болгария) фаз расширения Европейского Союза.
Экономически-торговые отношения из ЕС - это потенциальный шанс, которым надо уметь воспользоваться, различая имеющиеся возможности и оправданную осторожность от неоправданного оптимизма и популистских страхов.
Основными политическими выгодами последовательной европейской интеграции являются укрепление стабильности демократической политической системы и ЕЕ институтов, модернизация правового поля и обеспечение прозрачности национального законодательства, углубления культуры демократии и уважение к правам человека и тому подобное. Европейская интеграция также означает укрепление национальной безопасности и безопасности граждан, ведь она исключает применение силы как методу решения улаживания противоречий, способствует стабильности в отношениях со всеми соседями. В этом контексте успешное продвижение Украины путем европейской интеграции может приблизить в Европу и Россию, укрепит украинско-русские взаимоотношения, что отвечает национальным интересам обеих стран.
Как полноправный участник построения объединенной Европы, а в будущем - член Европейского Союза, Украина сможет влиять на выработку соответствующих решений и, таким образом, на процессы, которые происходят на европейском континенте, - находясь в стороне, Украина не будет иметь ни экономических, ни политических ресурсов для такого влияния и может превратиться скорее в слабый объект, чем активный субъект европейской политики. Возможной альтернативой европейской интеграции является постепенная маргинализация Украины, ее экономическая недорозвинутисть, политическая нестабильность и появление новых угроз национальной безопасности. Геополитическая неопределенность сделает Украину слишком уязвимой для внешнего давления. После начала расширения Европейского Союза на восток и в результате активного участия в нем всех без исключения западных соседей Украины очутиться вне этого процесса будет означать самоустранение от общеевропейских процессов и опасность изоляции. В таком случае цена неинтеграции может оказаться намного выше от цены интеграции.



















Украина должна развиться как в экономических, так и в правовых сфера, чтобы стать полноправным членом ЕС.